Самостоятельность ребенка

Требую самостоятельности!

Самостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

  •  ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;
  • справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;
  • определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

Известно, что самостоятельность ребенок начинает осваивать еще с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, еще не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.

В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. А созидание приходит намного позже. Такое с ребенком происходит не впервые. Вспомним, когда малышу давали игрушки, он сначала их бросал и только потом постепенно учился с ними играть. Не сразу освоил и построение башни из кубиков. Взрослым для этого требовалось терпение.

В подростковом возрасте ребенок также должен иметь возможность «поразбрасывать кубики» самостоятельности, чтобы потом строить замки.

Особенно ярко самостоятельность как отрицание проявляется у тех детей, у которых по разным причинам — из-за особой занятости, состояния здоровья и др. — не было возможности в полной мере проявить самостоятельность, соответствующую возрасту. Им и их родителям труднее всего, потому что все происходит в ограниченный отрезок времени и обеим сторонам, особенно родителям, требуется больше сил и терпения.

 

Памятка для родителей

В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.

Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю или учителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.

В случая, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.

Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок (ученик).

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

 1-й этап – «Нужна ли мне самостоятельность?»

5-й класс     

• Становится непослушным и негативным

• Сопротивляется проявлению заботы и контроля

• Детские желания и поступки                          

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

• терпеливо проявлять внимание, участие

• акцентировать внимание на положительных качествах

• осуществлять поддержку

• повышать уверенность в себе

• обсуждать начало взросления.

2-й этап – «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»

6–7-й классы       

• Борется за свою независимость

• Закрывается в комнате, развешивает постеры

• Настаивает на правах, игнорирует обязанности

• Часто не следит за своей речью, может обидеть                     

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

• обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей)

• сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка

• прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку

3-й этап - «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

8–9-й классы       

• Есть свое мнение, не всегда верное

• Считает именно свое мнение истинно верным

• Не считается с мнением родителей

• Поступает так, как хочет

• Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

• Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)                     

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

• аргументировать запреты

• обсуждать: если ты поступишь так, то, какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)

• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)

• не считать свою позицию на 100% правильной

• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился

• в спорах пытаться договориться

4-й этап – «Проявляю самостоятельность»

9–11-й классы       

• Прислушиваются к мнению родителей

• Сами просят советов

• Понимают свои реальные возможности

• Пытаются сами договориться

• Воспринимают какие-то черты, качества родителей, как пример для подражания

• Действуют самостоятельно

• Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)                   

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

• поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам)

• предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь

• минимизировать контроль

• быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С днём рождения

  • Лукьянович Е.А. 01.11
  • Русецкая Е.В. 01.11
  • Ажгирей А.Ю. 09.11
  • Плакса М.В. 15.11
  • Кузнецова О.А. 21.11
  • Изгачёва М.В. 25.11
Яндекс.Метрика индекс цитирования

Регистрационное свидетельство №1141101636 от 04 октября 2016г.