Книги для родителей

КНИГИ, КОТОРЫЕ ПСИХОЛОГ МОЖЕТ РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Под ред. А.А. Бодалева, М.: Педагогика, 1988

Это, пожалуй, одна из самых интересных научно-популярных книг по психологии, выпущенных в нашей стране в конце ХХ века. Она написана большим коллективом авторов, каждый из которых является крупным специалистом в детской психологии либо смежных с нею отраслях и в то же время блестяще владеет популярным стилем изложения, что для читателя не менее важно. Одно только перечисление имен авторов психологу скажет о многом: А.Я. Варга, А.Л. Венгер, А.И. Захаров, И.С. Кон, В. Леви, В.С. Мухина, С.Л. Соловейчик, А.С. Спиваковская и др.
Главное достоинство книги — она помогает родителям лучше понять не только ребенка, но и самих себя. Это особенно важно в связи с тем простым фактом, о котором многие забывают: достоинства ребенка вряд ли расцветут без активного стимулирования их родителями, а его недостатки — это чаще всего проекция собственных личностных проблем родителей и следствия их педагогических промахов.

КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ

(О психологии родительской любви)

А.С. Спиваковская, М.: Педагогика, 1986

Одна из лучших книг этого автора — известного психолога и просто очень умного, проницательного и доброго человека. Книгу исчерпывающе характеризует цитата из предисловия, написанного академиком А.А. Бодалевым: «Особенность данной книги состоит в том, что автор старается заглянуть в глубоко интимные эмоциональные пласты отношений между детьми и родителями и не столько показать, что, как и когда нужно делать в воспитании ребенка, сколько психологически описать особое состояние, необходимый душевный настрой, который должен быть создан в семье и от которого зависит успешность воспитательного воздействия. Жанр книги можно определить как доверительный разговор, раздумья об отношениях в семье, о проблемах отцов и детей и читать ее нужно не пассивно воспринимая психологическую информацию, а активно включая свой собственный жизненный и воспитательный опыт, соглашаясь, а иногда и полемизируя с автором. Если родители проделают такую самостоятельную работу, польза от прочтения книги скажется и на отношениях с детьми, и на общении супругов».

ДЕТИ. КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ

К.Н. Паркинсон, М.К. Растомджи, С. Паври, СПб.: Макет, 1992

Эта книга написана специально для родителей в предельно (по мнению некоторых профессионалов — даже запредельно) доступной форме, к тому же для еще большей доходчивости снабжена множеством забавных иллюстраций. Авторы — два специалиста по психологии воспитания, а также всемирно известный остроумец Паркинсон (да, да, это тот самый Сирил Норкот Паркинсон, автор «законов Паркинсона», хотя частные издательства уже в начале 90-х стали для переводов с английского привлекать людей, не знающих этого имени).
Здесь поднимается широкий спектр проблем, волнующих всех родителей, и в емкой, лаконичной форме даются рекомендации по их решению. В предисловии авторы пишут: «Соблюдение наших советов не сделает вашего ребенка совершенством... Однако, будем надеяться, книга поможет избежать ряда ловушек, которые подстерегают вас на нелегком пути становления личности ребенка». С этой целью авторы, помимо прочего, используют простой и убедительный прием — поставив проблему, четко указывают правильный и неправильный пути ее решения.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

З. Матейчек, М.: Просвещение, 1992

Это детище известного чешского психолога Зденека Матейчека (профессионалам он, в частности, известен как соавтор блестящего исследования «Психическая депривация в детском возрасте») можно назвать психолого-педагогической энциклопедией воспитателя. Она предназначена всем, кто хотел бы с помощью мира детей понять мир и жизнь вообще. Автор сопровождает растущего человека с момента рождения до порога взрослой жизни и останавливается на проблемах, с которыми сталкивается каждая семья. Содержание книги — приключение мысли и любви, мысли о детях и любви к детям, поэтому чтение ее увлекательно и захватывающе. Воспитание профессор Матейчек считает творчеством, в результате которого рождается искусство — искусство жить.

ОТЦЫ И ДЕТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Книга для учителей и родителей

В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович
М.: Просвещение, 1991

Изданная в серии «Психологическая наука — школе», эта книга — одна из немногих, где проблема взаимоотношения поколений поднимается без морализаторского пафоса, а с опорой на объективные психологические закономерности. Истины, для специалистов тривиальные, но большинству родителей неведомые, в ней разъясняются с максимальной научной корректностью и в то же время четко и доступно.
Вот названия некоторых разделов: Неизбежен ли конфликт поколений? Надо ли переучивать левшу? Этот трудный первый класс. Драма вундеркинда. Подросток бунтует. Акцентуации характера. Типичные ошибки семейного воспитания.
Очень содержательная и полезная вещь.

КОГДА ВАШ РЕБЕНОК СВОДИТ ВАС С УМА

Э. Ле Шан, М.: Педагогика, 1990

Вот что говорит о себе и книге ее автор: «Я работаю с детьми и их родителями уже более 40 лет. За этот срок я смогла осмыслить и проанализировать все теории детского развития, которые появлялись на протяжении моей жизни, и тот непосредственный опыт, который я получила, работая с детьми как учительница, психотерапевт и мать. Все это помогло мне выработать основные принципы, необходимые для решения тех воспитательных задач, которые мы ставим перед собой, чтобы дети выросли и вошли в жизнь настоящими людьми. Мне кажется, я знаю, почему дети часто сводят нас с ума. И сейчас мне кажется — я знаю, как справиться с этим особым видом сумасшествия». Родители, которым знакомо подобное ощущение, извлекут из книги немало полезных уроков.

 

НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ — ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ

Е.М. Вроно, М.: Семья и школа, 1997

Еще одна книга о проблемных детях, точнее — о детских проблемах, которые на поверку оказываются отнюдь не только детскими. Написана на основе реальных ситуаций, с которыми автор — специалист в области детской психиатрии, психотерапии детей и подростков, терапии кризисных состояний — сталкивается, консультируя подростков и их родителей. Одно из немногих книжных изданий, выпущенных редакцией журнала «Семья и школа» в серии «Школа для родителей».

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

М.: Прогресс, 1987

Книга написана крупнейшими специалистами по детской психологии, среди которых, в частности, П. Мюссен и Дж. Каган. Широко известна в психологическом мире, выдержала несколько изданий и переведена на многие языки. Большинство современных книг этого профиля, которые наспех штампуют наши издательства, — не более чем бледные аналоги этого тома. Книга представляет собой подробное описание процессов психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Включает ряд общетеоретических очерков, проиллюстрированных материалами экспериментально-психологических исследований. Особенно ценна тем, что серьезные научные проблемы рассматриваются авторами в тесной связи с задачами воспитания и обучения.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

М. Доналдсон, М.: Педагогика, 1985

Книга, написанная высококвалифицированным специалистом, профессором Эдинбургского университета Маргарет Доналдсон, адресована в первую очередь психологам, однако вполне доступна интеллигентным родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. В свое время Джером Брунер (а уж ему-то на сей счет можно доверять) назвал эту работу «одной из самых замечательных, наиболее мудро построенных и предельно информативных книг о развитии интеллекта ребенка, появившихся за последние 20 лет». Назначенный им срок можно и продлить на количество лет, прошедших с ее выхода.

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ

Р. Бернс, М.: Прогресс, 1986

Книга посвящена формированию самосознания личности. Наряду с обстоятельным анализом соответствующих теорий, это издание также содержит рекомендации, которые помогут педагогам и родителям формировать у детей адекватные представления о своих способностях, потребностях, интересах. Книга серьезная в лучшем смысле этого слова, читателям глянцевых журналов может оказаться не по зубам, но мыслящим родителям будет полезна.

ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ

А.И. Захаров,

СПб.: Союз, 2000

Автор излагает феноменологию эмоциональных проявлений (в частности, страхов) у детей разного возраста. Хотя в предисловии отмечается, что издание рассчитано в первую очередь на специалистов (в том числе и психиатров), но в связи с простотой изложения материала ее можно рекомендовать и родителям. Книга хороша для просвещения родителей: что такое страхи, какие бывают страхи, откуда они берутся, как их предупредить.

 

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ И ДОМА

М. Безруких, Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998

Здесь популярно и практично написано о происхождении леворукости, о проблемах таких детей и о том, какая помощь может быть им оказана. Рассказывается об особенностях подготовки таких детей к школе, описаны простые тесты, доступные родителям. Даются различные рекомендации, советы, примеры и задания.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ — ДВА РАЗНЫХ МИРА

В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, М.: Линка-пресс, 1998

Хорошая книга, раскрывающая особенности восприятия, памяти и т.п. не просто у детей, а конкретно у мальчиков и девочек. В ней рассказано о требованиях, которые можно предъявлять тем и другим. Родители узнают, что можно ожидать от сына или дочери. Популярно раскрываются особенности «правосторонних» и «левосторонних» детей.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ И ДУМАТЬ

А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская, СПб.: МиМ, Паритет, 1999

Здесь представлены очень добротные дидактические материалы по развитию связной речи, пониманию речи и стихотворных текстов, а также по развитию таких психических процессов, как речемыслительная деятельность, память и др.

ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?

Ю.Б. Гиппенрейтер
М.: Генезис, 2000

Издание имеет ярко выраженную практическую направленность. Оно поможет установить эмоциональный контакт с ребенком, прислушаться к его желаниям и научиться уважать его интересы. Автор дает родителям конкретные советы по оказанию помощи детям в подготовке домашний заданий. Родители смогут развить свое умение слушать, искать компромисс, гармонично сочетать похвалу и порицание действий ребенка. Одновременно с этим подчеркивается необходимость контролировать собственные родительские чувства, как негативные, так и позитивные, и правильно выражать их перед ребенком.

КАК СТРОИТЬ СЕБЯ И СВОЮ СЕМЬЮ

В. Сатир, М.: Педагогика-Пресс, 1992

Автор книги, основоположник семейного консультирования, продолжатель гуманистического направления в психологии, приглашает читателя к разговору о проблемах семейной жизни. Как научить человека любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуманными — вот далеко не полный круг вопросов, затронутых автором. Книга написана с искренней любовью к человеку, верой в его творческие возможности, с тонким и добрым юмором.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?

П. Экман, М.: Педагогика-Пресс, 1993

Автор дает развернутые, обстоятельные, но отнюдь не нравоучительные ответы на многие волнующие вопросы: отличаются ли лжецы низким интеллектом, в каких случаях лжец не испытывает чувства вины, в каком возрасте дети начинают лгать, правда ли, что лжецы вырастают в малообеспеченных семьях.

КНИГА ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

И. Медведева, Т. Шишова
М.: Звонница-МГ, Роман-газета, 1994

Общение с детьми и родителями позволяет авторам думать, что детские неврозы формируются и развиваются главным образом в семье и, следовательно, предупреждаться должны в первую очередь там же. Сегодняшняя социальная ситуация весьма способствует возникновению и обострению психических болезней у членов общества, особенно у детей. Выход авторы видят в воспитании детей в рамках традиционной культуры. Прочитав книгу, родители смогут проанализировать свои поступки и жизненные ценности и осознать, откуда в их ребенке «это».

НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ

И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, М.: Издательство Института психотерапии, 2001

Хоть заявка «все о гиперактивных детях» слишком претенциозна, книга содержит массу полезного материала об истории изучения гиперактивности, о ее возникновении, распространенности, динамике, клинических признаках. Есть глава о лечении и коррекции. В приложении даны анкеты для родителей и педагогов, достаточно подробные рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми для тех же категорий взрослых. Имеется симпатичная модель коротенького релаксационного тренинга.

АГРЕССИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ

Г. Паренс, М.: Форум, 1997

Здесь гармонично соединились теория и практика, научность и доступность материала. Проблема агрессивности рассматривается всесторонне: во первых, раскрывается предмет исследования; во-вторых, излагаются причины и следствия агрессивного поведения; в-третьих, предлагаются практические советы и научные рекомендации.
Родители смогут узнать, что они не одиноки в своих бедах, что агрессивность может проявляться во многих формах у любого здорового ребенка, в разном возрасте, даже у очень маленького. Практическая часть позволит родителям научиться управлять агрессивным поведением ребенка, чтобы затем он сам смог контролировать свои эмоции.

 

 

 

С днём рождения

  • Лукьянович Е.А. 01.11
  • Русецкая Е.В. 01.11
  • Ажгирей А.Ю. 09.11
  • Плакса М.В. 15.11
  • Кузнецова О.А. 21.11
  • Изгачёва М.В. 25.11
Яндекс.Метрика индекс цитирования

Регистрационное свидетельство №1141101636 от 04 октября 2016г.